Йәйғор
+12 °С
Ямғыр
Бөтә яңылыҡтар
Общие статьи
14 Май 2019, 10:00

МАЙСКИЙ УКАЗ: ГОД СПУСТЯ

Майский указ, подписанный Владимиром Путиным год назад, лег в основу нацпроектов, ориентированных на достижение прорывных результатов в развитии экономики страны и улучшение благосостояния ее граждан.

Фотот из открытых источников
Фотот из открытых источников
Майский указ, подписанный Владимиром Путиным год назад, лег в основу нацпроектов, ориентированных на достижение прорывных результатов в развитии экономики страны и улучшение благосостояния ее граждан.

Ускорение годовых темпов роста ВВП, модернизация здравоохранения и образования, развитие инфраструктуры – эффект от первого этапа реализации нацпроектов станет заметен уже в 2019-2020 гг. О том, какие именно изменения, призванные повысить качество жизни каждого россиянина, произойдут в ближайшее время, порталу «Национальные проекты. Будущее России» рассказали эксперты.

Оператором портала «Национальные проекты. Будущее России» является информационное агентство ТАСС.

Национальные проекты

7 мая 2018 года, в день своей инаугурации, Путин подписал указ о национальных целях и стратегических задачах развития страны до 2024 года. Среди целей, перечисленных в указе, значатся повышение средней продолжительности жизни россиян до 78 лет, снижение уровня бедности вдвое, улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно, обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.

Кроме того, майский указ ставит задачи в макроэкономике, ориентированные на осуществление прорыва в развитии страны за ближайшие годы. Это и технологический прорыв за счет инноваций и цифровизации экономики, и вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира при темпах роста ВВП выше мировых, и сохранение инфляции на уровне, не превышающем 4%.

За прошедший с момента подписания майского указа год правительством были подготовлены и уже начали реализовываться 12 национальных проектов по направлениям: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт. Кроме того, был подготовлен комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.


Бюджет нацпроектов и влияние на экономический рост


В ближайшие годы на реализацию национальных проектов планируется направить 25,7 трлн рублей, и при этом около 70% этих средств пойдет на финансирование четырех направлений - в области демографической политики, в области экологии, а также строительства дорог и инфраструктурных проектов. В целом примерно половина всего финансирования нацпроектов будет осуществляться за счет средств федерального бюджета (13,2 трлн рублей), 30% – из внебюджетных источников (7,5 трлн рублей) и 20% – из региональных бюджетов (5 трлн рублей).


Средства федерального бюджета, главным образом, будут направлены на реализацию инфраструктурных проектов и проектов в области демографической политики – примерно 6 трлн из 13,2 трлн рублей будет израсходовано на эти цели в 2019-2024 гг. Порядка 84% расходов региональных бюджетов (или 4,1 трлн рублей) планируется потратить на строительство дорог. Средства внебюджетных фондов, в основном, пойдут на финансирование проектов в области экологии (3,2 трлн рублей) и инфраструктуры (еще 3,3 трлн рублей) - на проекты в этих областях потребуется до 90% внебюджетных расходов.


Основной импульс от расходов на реализацию нацпроектов российская экономика получит в 2019-2020 гг., полагает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. «Благодаря внушительному шестилетнему плану по расходам, складывается впечатление, что экономика получит сильный импульс для дальнейшего роста на протяжении всего периода реализации проектов. Тем не менее основной импульс придется на 2019-2020 гг. Ориентируясь на прошлый год как на базовый, можно сказать, что экономика в результате реализации национальных проектов в 2019 году дополнительно получит порядка 3,4 трлн рублей, или 3,2% ВВП», - поясняет Орлова. В то же время в 2020 году ожидаемый прирост расходов по сравнению с текущим годом окажется уже ниже - сумма расходов увеличится на 0,9 трлн рублей, или на 0,8% ВВП. В последующие годы правительство будет поддерживать годовое финансирование в среднем на уровне 4,5 трлн рублей.


В апреле Минэкономразвития опубликовало обзор «Сценарные условия прогноза социально-экономического развития на 2019-2024 гг.», в котором указано, что прогнозные показатели российской макроэкономики предполагают достижение национальных целей развития и ключевых целевых показателей национальных проектов. Так, в 2020 году Минэкономразвития ожидает ускорение роста ВВП до 2,0%, а начиная с 2021 года – до уровня выше 3%. При этом министерство допускает, что при пересмотре прогноза в августе, существует вероятность повышения прогноза по темпам роста ВВП в 2019 году с текущего уровня 1,3%.


Инфраструктура и инвестиции


Развитие инфраструктуры, по мнению экспертов, станет ключевой составляющей обеспечения ускоренного развития регионов страны. По оценкам Альфа-банка, в целом примерно 60% от суммы всех расходов на нацпроекты будут так или иначе связаны с инфраструктурными проектами.

По мнению главы Sberbank Investment Research Ярослава Лисоволика, если меры по финансированию национальных проектов России будут в значительной степени реализованы, они могут способствовать ускорению экономического роста - прежде всего, через рост инвестиций в основной капитал за счет более интенсивного развития инфраструктуры. «И в этом плане тот анализ, который мы провели, относительно возможных направлений финансирования этих указов, показывает, что такого рода вектор экономического развития будет способствовать ускоренному развитию регионов, в том числе регионов Дальнего Востока, которые станут основным реципиентом средств в развитие инфраструктуры», - говорит Лисоволик.


Целый ряд первых результатов нацпроектов, касающихся развития инфраструктуры, будет достигнут уже в 2019-2020 гг. Так, в 2019 году в Алтайском крае отремонтируют почти 916 км дорог и 11 мостов. Для обеспечения устойчивого энергоснабжения потребителей в 2019 году будут построены Прегольская ТЭС в Калининградской области и ТЭЦ в городе Советская Гавань Хабаровского края. Кроме того, в 2019 году планируется введение в эксплуатацию первой плавучей атомной тепловой электрической станции в Чукотском автономном округе. В 2020 году более чем вдвое, до 80 млн тонн в год, будет увеличена мощность первого участка нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (Тайшет - Сковородино).


Успешная реализация нацпроектов и целей, установленных в майском указе, может увеличить долю инвестиций в основной капитал в РФ до 25%, добавляет Лисоволик. По данным Росстата, доля инвестиций в основной капитал в РФ в 2018 году достигла примерно 20,6% ВВП. «Если эти указы будет успешно реализованы, то можно говорить о том, что инвестиции, которые в предыдущее десятилетие были относительно слабым звеном в экономическом росте, могут стать его ключевым фактором. При этом правительством ставится цель доведения отношения инвестиций к ВВП до 25%. Мы считаем, что в случае реализации этих указов и значительного роста финансирования инфраструктуры, можно говорить о том, что такого рода цель по увеличению инвестиций в основной капитал до 25% может стать достижимой», - говорит Лисоволик.


Производительность труда

Помимо развития инфраструктуры и увеличения доли инвестиций в ВВП важнейшим инструментом ускорения экономического роста является повышение производительности труда. Один из национальных проектов ставит цель ускорить темп роста производительности на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей до не менее 5% в год к 2024 году с 1,4% в 2018 году. Всего к 2024 году в программе должны принять участие не менее 10 тыс. средних и крупных предприятий. Ожидается, что в 2019 году целевых показателей достигнут 60% предприятий-участников, а к 2024 году - 95%.


Для российской экономики достижение темпов роста производительности труда до 2-3% в год уже было бы очень неплохим результатом по сравнению с общемировым уровнем, полагает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-капитал» Владимир Брагин. По его словам, в мире этот показатель составляет в среднем как раз искомые 2-3%. Особенности российской экономики, которая опережает по уровню развития инфраструктуры и качеству жизни другие развивающиеся страны, могут сдерживать рост производительности труда, однако это абсолютно нормально, считает эксперт.


«Уровень развития инфраструктуры у нас достаточно высокий и уровень жизни даже по меркам развивающихся экономик у нас, мягко говоря, не низкий. Я думаю, что, если исходить из темпов роста производительности труда 2-3% в год, это уже довольно неплохо с учетом того, где наша экономика уже находится. То есть у нас нет циклического спада, у нас не кризис, у нас безработица очень низкая, и на этом фоне свободных ресурсов, которые могут перемежаться между отраслями, их не так много. Мне кажется, это основные сдерживающие факторы», - пояснил Брагин.


Человеческий капитал и качество жизни


Все преобразования в макроэкономике, все цели майского указа, расширенные в программе национальных проектов, ориентированы на повышение качества жизни россиян. Владимир Путин 20 февраля в ходе послания Федеральному Собранию РФ не раз заявлял о том, что люди должны прочувствовать на себе результат реализации нацпроектов через повышение качества жизни. По его словам, проекты развития – не федеральные и тем более не ведомственные, они именно национальные, а значит, их результаты должны быть видны в каждом субъекте Федерации, в каждом муниципалитете. «Людей, кроме того, не обманешь. Они остро чувствуют лицемерие, неуважение к себе и любую несправедливость. Их мало интересует бюрократическая волокита, бумажная текучка. Для людей важно, что реально сделано, и как это улучшает их жизнь, жизнь их семей. И не когда-нибудь, а сейчас», - сказал президент.


Национальные проекты - это будущее России, поэтому на человеческий капитал в рамках национального плана развития страны будет направлено 5,7 трлн рублей. Эти средства являются суммарным бюджетом четырех нацпроектов: «Здравоохранение», «Образование», «Демография» и «Культура».


Уже в ближайшие год-полтора станут заметны первые ощутимые результаты реализации данных нацпроектов. Например, в рамках федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», включенного в нацпроект «Здравоохранение», будет построен онкологический центр для размещения линейных ускорителей в Костроме. Кроме того, в текущем году регионы определят не менее 90 медицинских организаций, которые оснастят медоборудованием, в том числе - для диагностики и лечения онкологии методами ядерной медицины.


Важно не только ускорить экономический рост, но и обеспечить его устойчивость, а это возможно за счет развития человеческого капитала, полагает Ярослав Лисоволик из Sberbank Investment Research.


«Помимо той компоненты, которая связана с самим размером средств, которые предполагается израсходовать для модернизации, здесь важен качественный элемент, заключающийся в том, что значительная часть этих средств направляется на развитие инфраструктуры и на развитие образования и здравоохранения, которые, в свою очередь, являются важными составными элементами развития человеческого капитала. Такого рода структура расходов может дать положительный эффект не только на темпы экономического роста, но и на большую устойчивость динамики роста российской экономики в долгосрочной перспективе», - говорит Лисоволик.


Национальные проекты - это единственный программный документ с абсолютно конкретными целями, эффективность достижения которых можно точно оценить. Работа как федеральных, так и региональных властей будет оцениваться по 15 ключевым показателям эффективности (KPI), которые сформированы на основе национальных целей развития. Министр экономического развития Максим Орешкин в интервью газете «Коммерсант» пояснил, что индикаторы эффективности можно поделить на два блока — экономика и качество жизни. При этом система оценки деятельности губернаторов из 15 показателей - это «натуральные» показатели. «Они измеримы, они не искусственны, они заведомо важны обществу, а не какой-то его части, и понятны ему», - сказал Орешкин.


Нацпроекты направлены на людей, поэтому исполнительной власти придется прислушиваться к оценкам и мнению граждан. «Уже в ближайшее время, в этом году люди должны почувствовать реальные изменения к лучшему, - заявил Владимир Путин в ходе послания Федеральному Собранию. - Именно на основе мнения, оценок граждан в начале следующего года подведем первые итоги работы по национальным проектам. И сделаем соответствующие выводы о качестве и результатах работы всех уровней исполнительной власти».
Читайте нас: